Уникальные задачи требуют уникальных решений. Это был тот случай, когда горное княжество Черногория в 1907 году искало коммерческие транспортные средства для перевозки пассажиров и посылок, чтобы осуществлять регулярные регулярные перевозки. Компания Laurin & Klement предложила идеально подходящие и инновационно разработанные буксировочные машины, автобусы и фургоны доставки серии «Černá Hora-Montenegro». При общей длине всего 3,69 метра и ширине всего 1,60 метра они были очень компактными, но в то же время предлагали пространство для размещения до двенадцати человек или 4,8 кубических метра груза. Максимальная полезная нагрузка составляла 900 килограммов, а прицеп был рассчитан на перевозку дополнительных 1500 килограммов.
Способность предлагать своим клиентам готовые решения всегда была частью рецепта успеха L&K. Это также относилось к коммерческим автомобилям, которые компания, основанная в 1895 году Вацлавом Клементом и Вацлавом Лаурином как мастерская по ремонту велосипедов, вскоре начала производить. Фактически уже в 1907 году она стала крупнейшим производителем автомобилей в тогдашней двойной монархии Австро-Венгрии, экспортируя 70% своей продукции за границу.
Поэтому не было ничего удивительного, когда L&K получила интригующий запрос из Черногории: южноевропейское княжество искало подходящие транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров по различным почтовым маршрутам из Подгорицы в Цетинье, Никшич и Плавницу в сегодняшней Словакии, а также из Цетинье в порт Котор на Адриатическом побережье. Победитель тендера должен был получить эксклюзивный контракт на всю национальную территорию на следующие 15 лет. Помимо Laurin & Klement, на контракт также претендовали итальянские автопроизводители.
Трудная задача, как обнаружил генеральный директор L&K Вацлав Клемент во время посещения этого места: узкие дороги в горной глубинке балканского государства характеризовались крутыми подъемами и спусками, а также множеством чрезвычайно крутых поворотов. Эти живописные маршруты потребовали бы очень специализированных конструкций транспортных средств.
Чтобы послужить основой для моделей «Černá Hora-Montenegro», выбрали L&K Type E – этот легкий коммерческий и пассажирский автомобиль производился в Млада-Болеславе с 1906 года. Большую роль в разработке моделей на заказ сыграл очень талантливый и креативный дизайнер Франтишек Кец, которому в то время было всего 25 лет. Нестандартные решения были необходимы в связи с уникальным характером проекта: все началось с необычных размеров. Сужение передней части рамы Type Е до 70 сантиметров позволило создать узкую колею длиной 1300 миллиметров на передней оси. Это позволило обеспечить очень широкий угол поворота передних колес, чтобы грузовики и автобусы могли преодолевать крутые повороты без необходимости реверса. Необычайно короткая колесная база в 2210 мм была столь же важна, как и узкий кузов, с 450-миллиметровым выступом спереди и 1030-миллиметровым сзади.
Компактные внешние размеры коммерческих автомобилей Type Е также требовали новаторских идей с точки зрения использования пространства, поскольку базовая компоновка, распространенная в то время, с передним двигателем и шофером, расположенным позади него, серьезно ограничивала доступное пространство для людей и посылок, учитывая очень короткую общую длину 3,69 метра. Это решение принесло прогрессивную концепцию, которая все еще используется сегодня: L&K расположила сиденье водителя над двигателем – таким образом, модели «Černá Hora-Montenegro» вошли в историю как предшественники современных грузовиков с передним управлением. Хотя водитель и штурман находились на высоте 1,68 метра над землей, на Черногорских почтовых путях не было никаких низких туннелей, и низкая скорость в пределах 20-30 км/ч не ставила под серьезную угрозу устойчивость движения транспортного средства высотой 2,82 метра.
Он был оснащен усовершенствованным четырехцилиндровым двигателем мощностью 25,7 кВт (35 л. с.) с рабочим объемом 4,652 куб. см, который характеризовался двумя отдельными цилиндрами и картерами. Его сложная головка блока цилиндров ‘Т» имела боковой клапан газораспределения, а впускной и выпускной клапаны располагались на противоположных сторонах головки блока цилиндров, что требовало второго распределительного вала. Кроме того, с его эффективной циркуляционной смазкой вместо потери смазки и большим радиатором с вентилятором и водяным насосом, продольно установленный двигатель оказался инновационным решением. Мощность передавалась на заднюю ось через обтянутую кожей конусную муфту сцепления и четырехступенчатую трансмиссию с прямым переключением передач. Сзади привод обеспечивал дифференциал с амортизирующими цепями, расположенными в 830 миллиметрах позади двухколесных деревянных колес. Сплошные резиновые шины решали проблему тогдашних очень частых проколов.
Проекты L&K, основанные на Type E, были убедительны, и в июле 1908 года контракт был подписан с Министерством внутренних дел Черногории. Месяцем ранее в Млада-Болеславе уже началось производство шести автобусов, одной бортовой платформы и двух фургонов с кузовами Type Е-бокс. Производственный процесс был завершен в ноябре 1908 года: пассажирские транспортеры могли вместить пять человек, которые путешествовали в закрытой кабине, отделенной от водителя двумя дверями и четырьмя окнами. В задней части машины находился запирающийся шкаф для почты размером 1,3м3. Кроме того, имелся так называемый летний кузов с крышей, который избавлялся от остекленных боковых панелей и почтового шкафа в пользу двух продольных скамеек на пять пассажиров каждая. Это увеличило количество мест в общей сложности до двенадцати.
Кузов фургона вмещал в общей сложности 4,8 м3 или 900 килограммов груза. Дополнительный транспортный объем обеспечивался двухосным прицепом с грузоподъемностью 1500 килограммов. У него был брезентовый чехол, и в дополнение к своему собственному тормозу он использовал тормоз из букового дерева через горизонтально установленное кривошипное колесо, которое действовало на задние колеса.
В январе 1909 года специальные машины фирмы «Лаурин и Клемент» успешно прошли эксплуатационные испытания в Черногории. Весной того же года они были введены в эксплуатацию на всех четырех маршрутах. Последний агрегат этой «почтовой серии», бортовой грузовик, въехал в тогдашнюю столицу Цетинье летом 1909 года. Князь Никола I — будущий король страны — был так доволен надежностью и огромной полезностью моделей L&K, что наградил некоторых водителей серебряными медалями. Молодая компания «Лорин и Клемент» также была рада, что этот заказ укрепил ее репутацию.
Чешские изделия находились на гражданской службе до 1912 года, когда они были использованы черногорской армией и Красным Крестом в Первой Балканской войне, которая продолжалась до 1913 года. После окончания боевых действий транспортные средства вернулись на обновленные почтовые маршруты, вплоть до Первой мировой войны в январе 1916 года, когда Австро-Венгрия напала на Черногорию. Насколько нам известно, до наших дней не сохранилось ни одного автобуса, фургона доставки или грузовика-платформы из линейки «Černá Hora-Montenegro».