Легендарная Skoda 1000 MB с задним расположением двигателя и задним приводом была одним из самых современных автомобилей в мире в однолитровом классе в середине 1960-х гг. Базовая версия модели, также известная в Чехии как «Embéčko», представляла собой четырехдверный седан, хотя также планировались купе, родстер и универсал. Единственный когда-либо произведенный универсал Skoda Type 990 ‘Hajaja’ (1963) сегодня находится в постоянной экспозиции музея Skoda в Млада-Болеславе.
Универсалы традиционно играют важную роль в модельном ряду Skoda. Модель L&K 110, которая была предложена со сменным или комбинируемым задним модулем в середине 1920-х годов, считается пионером среди универсалов. В будние дни этот автомобиль использовался торговцами как фургон для доставки грузов, а по воскресеньям он становился семейным автомобилем для экскурсий. Начиная с 1934 года, легкие коммерческие варианты автомобилей популярной модельной серии с полезной нагрузкой 300 кг были настолько популярны, что такие известные компании, как Baťa и Julius Meinl, начали использовать их в своем автопарке. В конце 1940-х годов, наряду с фургоном, был разработан универсал (Station Wagon) основанный на модели Skoda 1101/1102 «Тюдор». В дополнение к значительно большему лобовому стеклу и более обширному оборудованию, он отличался своей внутренней универсальностью. Погрузочная площадка длиной до 1490 мм и шириной от 980 до 1390 мм получалась путем складывания заднего сиденья. Серийному варианту, который сошел с конвейеров в Врчлаби и Квасины, предшествовали многочисленные прототипы. Просторная Skoda 1200 STW была построена в Врхлаби весной 1953 года; модернизированная версия — 1201 STW — выпускалась до октября 1961 года. За ним последовала модель Skoda 1202 STW, которая в течение последующих 12 лет входила в модельный ряд Skoda.
Но самой популярной моделью недвижимости Skoda была Octavia Combi. Первый прототип был создан в сентябре 1959 года, а через год автомобиль вызвал значительный интерес на своей премьере в Брно. С 1961 по 1971 год завод в Квасинах покинуло 54 086 единиц техники. Автомобиль был также востребован за рубежом. В 1966 году 72 % всех произведенных универсалов были экспортированы. Начиная с 1997 года, первое современное поколение моделей Octavia Combi продолжало развивать этот успех.
Весной 1959 года в Млада-Болеславе началась подготовка к выпуску модели Skoda 1000 MB, одной из величайших технологических новинок в истории компании. Конструкция с рамой шасси должна была быть заменена инновационным самонесущим кузовом. Кроме того, компания отказалась от классической концепции спереди расположенного двигателя и заднего привода и перенесла всю трансмиссию на заднюю часть — очень современная концепция во всем мире в начале 1960-х годов. В то же время завод в Млада-Болеславе построил новые современные производственные мощности, отвечающие самым высоким международным стандартам. В апреле 1964 года здесь сошла с конвейера первая модель седана Skoda 1000 MB. С помощью заводов в Квасинах и Врхлаби общее производство Skoda выросло почти в четыре раза всего за десять лет с 1963 по 1973 год – с 42 550 до 162 208 единиц в год.
Проект 990 NOV (nový osobní vůz – новый легковой автомобиль) проложил путь к серийной модели Skoda 1000 MB. Его разработка началась в 1959 году в Млада-Болеславе, и к октябрю 1961 года была выпущена серия из пятидесяти опытных образцов. Помимо нескольких вариантов закрытого четырехдверного кузова седан, были также проведены работы над альтернативными четырехдверными версиями без верхней стойки. В качестве прототипа был также создан родстер Skoda Type 990/991 с 2+2 сиденьями и задним расположением двигателя. В феврале 1963 года было завершено переоборудование 34-го опытного образца из серии NOV, состоящей из 50 машин. Седан с более чем 31 000 километров пробега был переделан в универсал. Конструкторы столкнулись с проблемой размещения двигателя сзади под полом багажника. Встроенный четырехцилиндровый двигатель располагался горизонтально, а головка блока цилиндров-слева. Такое положение крепления двигателя получило прозвище «Hajaja», которое в то время было названием радиосериала «Сказки на ночь». Справа от двигателя находился водяной охладитель, поскольку в отличие от аналогичных моделей, разработанных зарубежными конкурентами, Skoda не полагалась на воздушное охлаждение.
В грузовой отсек можно было попасть через открывающийся вверх заднюю дверь, закрепленный в верхнем положении металлической стойкой. Положение двигателя за ведомым задним мостом создавало пространство для второго багажного отделения в передней части автомобиля. После вычета четырех человек весом 75 кг каждый из 380 кг полезной нагрузки, 80 кг осталось для багажа. Порожний вес 811,5 кг составлял 61 % на задней оси, но этот показатель снизился до 59,5% при полной загрузке.
Во время трехнедельной программы испытаний, в ходе которой прототип прошел около 7000 км в мае и июне 1963 года, расход 7,6 л на 100 км был измерен при средней скорости 74 км/ч. Четырехцилиндровый двигатель с рабочим объемом 988 куб. см и мощностью 42 л. с. (31 кВт) при 4650 об/мин разгонял «Хаджаю» до максимальной скорости 115 км / ч. Преимущества автомобиля заключались в просторном салоне и большом количестве места в двух багажных отсеках. Его недостатками была сложная установка двигателя под полом багажного отделения, что значительно затрудняло техническое обслуживание. Были также проблемы с охлаждением четырехцилиндрового двигателя из-за ограниченного свободного пространства. Это стало одной из причин решения не включать этот универсал в модельный ряд. Вместо этого Skoda сосредоточилась на запуске серийного производства чрезвычайно успешного седана 1000/1100 MB. В период с 1964 по 1969 год заказчикам было поставлено 440 639 единиц этой модели. Единственным производным от серийной модели был привлекательный двухдверный 1000/1100 MBX (1966 – 1969: поставлено 2517 единиц). Благодаря потребительскому спросу на практичную модель универсал Octavia Combi выпускался до 1971 года.
Единственный прототип модели Skoda Type 990 «Hajaja», который когда-либо производился, сейчас экспонируется в Музее Skoda в Млада-Болеславе.